Моя педагогическая философия
«Вот вышел сеятель сеять, И когда он сеял, иное (зерно) упало при дороге; и налетели птицы и поклевали его. Иное упало на место каменистое, где не много земли; и тотчас взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, уняло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто раз, а другое в шестьдесят, иное в тридцать. Имеющий уши да услышит».
Это не эпиграф и не цитата, это — суть моей педагогической философии. Здесь есть все: и восприимчивость детей к обучению, и тест на интеллект учащихся, и предполагаемый результат, и даже некая спасительная идея: не все зависит от тебя. Все успехи и неудачи можно объяснить теорией почв. Исходя из содержания притчи, малая часть наших педагогических усилий прорастает ростками знаний, а большая часть, к сожалению, прорастают не глубоко, либо не прорастают вообще. И порой, когда я вижу перед собой неодухотворенные лица и потухшие глаза своих учеников, вспоминаются слова литературного кумира А.С. Пушкина: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».
И на самом деле, я ведь не Господь; это ему под силу было повести за собой тысячи, из которых лишь двенадцать стали его учениками, да и то далеко не идеальными, один Фома (неверующий) чего стоит, а уж Иуда Искариот.
Христианская философия глубока, и смысл притчи достаточно прозрачен, однако, почему же в беспокойном сознании всплывает безликий и беспомощный сеятель с картины К. Малевича «Крестьянин» (1928-1932 г.), и один за другим возникают некрасовские вопросы: «Худы ль твои семена?», «Робок ли сердцем ты?», «Слаб ли ты силами?». И, как следствие их, - самый главный, самый предательский вопрос: а кто дал тебе право «сеять»? Почему ты возомнила вдруг, что можешь нести эту благословенную и непомерно тяжелую ношу? Откуда это? Признание свыше? Или, всего лишь, банальное, эгоистическое (и совершенно нескромное) желание изменить мир к лучшему?
И вот уже в течение двадцати пяти лет, я пытаюсь найти ответ на этот вопрос. У любимых классиков, в Библии и ... в глазах своих учеников. В каждом классе есть эти горящие глаза, и, когда всматриваюсь в них, я понимаю, что это есть та благодатная почва, в которой прорастет зерно познания, посеянное мною. Проходит какое-то время, и эти глаза тянутся к моим, и мы начинаем диалог глаз, а затем и диалог душ.
И в этой ситуации неизвестно еще, кто кого учит. Я их учу приемам и методам, а они меня — терпению, справедливости, честности.
И в обмен на знания дают мне надежду, духовное равновесие и уверенность в том, что я занимаюсь своим делом.
А сама я нахожу спасение в учении. Я люблю учиться, люблю постигать что-то новое. Мне хочется профессионально совершенствоваться, потому что я, как и мои ученики, лишь на пути к становлению. А процесс становления «сеятеля» сложен и долог. Порой мучителен, порой противоречив. Нужно постоянно проявлять огромную силу воли, чтобы преодолеть сомнения, горечь неудач, тяжесть ежедневного кропотливого труда и бесконечные стрессы. Нужно научиться терпеть и верить, ждать и надеяться, прощать и любить. Нужно быть готовым к тому, что не сразу скажется результат, что надо снова и снова начинать путь к сердцу и разуму ребенка. И несмотря ни на что нужно, честно, упорно и вдохновенно делать свое дело, веря: оно непременно даст добрые всходы и принесёт долгожданные плоды, помноженные в 30, в 60, в 100 раз. Ибо, как сказано, в Книге Книг, «Имеющий уши да услышит».
- А.С. Пушкин. Сочинения в 3-х томах, т. 1 стр. 196. М.: 1985.
- Н.А. Некрасов «Сеятелям» в кн. Н.А. Некрасов. Сочинения М.: 1950 г. стр. 321.